Большой Будда
На холме Кхао Маи Тхао Сип Сонг, самой высокой точке острова, больше пятисот метров над уровнем моря, возвышается исполинская фигура медитирующего Будды. Ват Пхра Путтамингмонгкол Акенаккири – под таким именем это место знают все местные жители, а туристы зовут его просто "Биг Будда", ну или "Большой Будда", на русский лад.
Бетонная, облицованная плиткой бирманского нефрита фигура Будды в сорок пять метров высотой – настоящий современный символ Пхукета, как и сам храмовый комплекс, раскинувшийся вокруг.
В 2002 году началось строительство Храма, территория которого раскинулась почти на восемь гектаров, и возведение колоссальной фигуры медитирующего Будды, посвященное очередному юбилею великого правителя Таиланда, любимейшего всеми его жителями, Рамы IX, Пхумипона Адульядета. Рядом с исполином возвышается еще одна фигура медитирующего Будды, меньших размеров, двенадцатиметровая, выполненная из сплава латуни и посвященная супруге Рамы IX, королеве Сирикит.
У нижнего уровня Храма расположен памятник Раме V, Чулалонгкорну, имя которого чтят в Таиланде чуть ли не больше, чем имя Рамы IX. Именно при пятом короле из династии Чакри страна обрела свой нынешний облик – современной цивилизованной страны, и именно этот король отменил рабство, провел важнейшие административные реформы, запретил подчиненным падать ниц перед ним, заслужив на родине статус Сомдеж Пра Пийамахараж – Великий Любимый Король.
Рядом с памятником монарху вы найдете волшебный гонг, к которому каждый из входящих стремится прикоснуться – поглаживая центральный его выступ, протертый сотнями тысяч туристов до желтого блеска, вы можете услышать звучание колокола. И вот тогда, если это произойдет, вам откроется волшебный секрет гонга, который способен звучать только в руках чистых сердцем людей.
В дальнем приделе Храма сидят монахи, ожидающие вас, и еще многие сотни людей, пришедших к Большому Будде в этот день. Опуститесь перед сидящим монахом на колени, убедитесь, что сидите пониже его, и испросите благословения. В ответ вам, после того как окропят водой, повяжут на руку веревочку, сай син – амулет, который будет защищать вас от сглаза и болезней. А когда сай синг истлеет и упадет с запястья – ни в коем случае сами его не снимайте – ваше сокровенное желание исполнится! И не забудьте положить купюру в специально предназначенную для этого чашу.
Стоимость строительства Храма оценивается в тридцать миллионов бат, и строится он исключительно на пожертвования, вариантов внести которые тут предусмотрено несколько: купить специальную памятную купюру, выпущенную именно в целях привлечения средств; купить любой из предлагаемых сувениров; просто опустить деньги в специальные емкости; опустить монетки в каждую из тридцати сами чаш, загадав желание; сделать памятную надпись с пожеланиями на нефритовой плитке, которая затем будет использована в оформлении Храма.
Вся территория Храма наполнена великолепными скульптурами буддийских божеств, почти с любой точки территории открываются совершенно потрясающие виды, а кроме того, оборудованы еще и несколько смотровых площадок – вы совершенно точно не забудете этого путешествия к Большому Будде, куда вы приедете, без всяких сомнений, в первый же день пребывания на этом удивительном острове.
Кстати говоря, по дороге к Большому Будде вы никак не минете слоновьей фермы. Задержитесь, покормите этих умнейших и благороднейших животных, покатайтесь на них, если пожелаете, и подзарядившись, отправляйтесь дальше.
Ват Чалонг
Рама III, Чессадабодиндра, своим указом от 1846 года даровал этому храму статус "охраняется королем", если говорить по-нашему, и присвоил официальное название Ват Чайятарарам. Но так его называют только в официальных документах, а местные жители, так же, как и туристы называют его по-прежнему – Ват Чалонг, и в этом названии отражается географическая привязка, так что, дорогу найдете легко.
Неизвестно, когда Храм был построен, но есть упоминание о том, что за девять лет до королевского указа, в 1837 году он был перестроен и перенесен на новое место. Сегодня это – настоящий храмовый комплекс, имеющий статус обязательного для посещения, и местные жители свято чтут это правило. По одной простой причине: Ват Чайятарарам хранит частицу плечевой кости самого Будды, даренную Раме IX правительством Шри-Ланки. Поднимитесь на третий уровень богато украшенного чеди (в тайской традиции – аналог ступы) Пхра Махатхат, и поклонитесь стеклянному сосуду, внутри которого на цветке лотоса, выполненном из белого мрамора, и покоится фрагмент бренного тела Великого Учителя.
Вокруг шестидесятиметровой чеди раскинулись еще несколько строений, каждое из которых является для тайцев культовым, но надо сказать, что все местные обряды носят простой, а иногда даже развлекательный характер, при том, что учение совсем непростое, можно сказать, настолько непростое, что постичь его не под силу смертным.
Чего стоит только посещение главного вихана (храма) Ват Чалонга, который вы узнаете не только по архитектуре, но и по многочисленным разновеликим статуям и статуэткам священного животного – слона. Не забудьте потереть живот какому-нибудь из них, памятуя о поверье, что это приносит удачу, а затем окунитесь в прелестный мир суеверий, которыми щедро разбавлен буддизм тайского толка.
Вот, к примеру, стоят стаканчики с разноцветными палочками – встряхните, взгляните на номер палочки, подойдите к стеллажу и достаньте бумажку с иероглифами. Не знаете тайского или китайского – а на бумажках начертано предсказание вашей судьбы только на этих двух языках – подойдите к монаху, он вам всенепременно поможет. Но только по-английски, а потому слушайте внимательно – это на бумаге слова "lucky" и "unlucky" легко различимы, в разговорной речи можно и не понять, что вас ждет, удача или разочарование.
А за пределами вихана периодически слышны взрывы петард, доносящиеся из "чрева" большой кирпичной печи – то счастливчики, чьи предсказания сбылись, благодарят богов. А заодно и отгоняют злых духов, что делать настоятельно рекомендуется.
Тут же, в вихане, расположились в ряд три бронзовые фигуры молящихся в позе лотоса самых почитаемых на Пхукете монахов, прежних настоятелей Ват Чалонга – Луанг Пхо Чема, Луанг Пхо Чуанга и Луанг Пхо Клуама – все оклеенные золотистыми листочками. Все трое славились при жизни как исключительные лекари и в вихане даже хранится трость Луанг Пхо Чема, прикосновение которой, бают, излечивало – вот потому-то каждый входящий покупает кусочек фольги и приклеивает его к той части тела статуи, которое болит у просящего.
Вот такое замечательное место, где вы найдете еще много всяких разных забавных и познавательных вещей и развлечений – прекрасный сад, салу (беседку или павильон в тайской традиции) с сувенирами, раскидистое дерево, повязанное разноцветными лентами и уставленное по периметру ствола фигурками и прочими подношениями духу, который живет внутри.
Нелишним будет в очередной раз напомнить о правилах приличия – будьте одеты подобающим образом, следите за пиктограммами и указателями, снимайте обувь там, где положено, не говорите громко и не потешайтесь над незнакомыми вам обычаями и обрядами. Ну и знайте, что в бот, главный храм, вход разрешен только монахам, а красивая постройка справа от чеди, с пятиступенчатой ступой на кровле – это крематорий, а потому не пытайтесь туда войти, правда, к съемкам с расстояния родственники относятся спокойно.
Ват Пхра Тхонг
Храм построен в конце XVIII века и это самый загадочный храм Пхукета – вернее, история его возникновения, согласно легенде, покрыта завесой тайны.
Статую огородили, чтобы невзначай какой-нибудь малыш или нерадивый турист не притронулся, а на территории поставили скульптурную композицию – "мальчик, привязывающий своего буйвола к колышку, торчащему из земли".
Ват Пхра Нанг Санг
Построенный пятьсот с лишним лет назад, как утверждают местные жители, и чему нет достоверных исторических подтверждений, храм этот – одна из необыкновенных достопримечательностей острова, у которого тоже есть своя легенда.
Стоп – где-то мы уже об этой истории слышали! На Лангкави, помните – совершенно точно! Там тоже принцессу обвинили в неверности и потом казнили, а увидев, что кровь у нее белого цвета, поняли, что та невиновна. Вот и тут та же история.
После казни и очищения имени королевы, за храмом раз и навсегда укрепилось другое имя – Ват Луад Кхао, Храм Белой Крови.
Ват Шри Соонтхорн
Есть такая расхожая формула – "вдали от туристических маршрутов", и, поверьте, во многих случаях ничего более интересного и познавательного вам не увидеть! Нет, те достопримечательности, куда возят туристов все без исключения организаторы экскурсий, не менее, если не более значимы, однако в тех местах, куда не дотягивается "рука" экскурсовода, кроются порой настоящие "жемчужины мест".
Вот и этот храм, названный поначалу Ват Липон, позднее был переименован – ему дали имя младшей сестры-воительницы, спасшей остров от вторжения бирманских захватчиков, Шри Соонтхорн. Как вы уже догадались, а кто-то, может быть, и знал, слово "ват" означает по-тайски "храм".
Храм знаменит, в первую очередь громадной позолоченной фигурой Лежащего Будды, в позе, имеющей, как и все прочие, сакральное значение в буддизме. Лежащий Будда – символ окончания практики и достижение нирваны.
Тридцатидевятиметровая фигура покоящегося на правом боку Будды поражает воображение впервые увидевшего подобных размеров изваяние. Да и туристов тут почти не бывает, так что насладиться всеми здешними красотами не помешает ничего.
Ват Кхао Ранг
Когда-то позолоченный Будда в Ват Кхао Ранга был самым большим на острове, но теперь "пальма первенства" у Большого Будды, где мы уже побывали. Но этот храмовый комплекс не менее интересен, как и любой из остальных храмов на Пхукете – красив, разнообразен и просто насыщен довольно редкими изображениями, которых тут во множестве.
Брахма; бог Раху; пожирающий то солнце, то луну; Якша-охранители, как водится, парой; Шиндже, он же Яма, бог смерти; змей Нага, стелящийся своим длинным зеленым телом по перилам лестницы, ведущей к огромной фигуре сидящего в позе лотоса Будды – чего только нет на территории этого довольно внушительных размеров храмового комплекса, поделенного на две части. В одной находится главный бот с высоким алтарем, выполненным в форме ступы с сидящим Буддой в верхнем углублении, а во второй – та самая исполинская фигура Будды, бывшая некогда самой величественной на Пхукете.
Славен Ват Кхао Ранг и именем своего создателя и первого настоятеля, которого звали Луанг Пу Супха – он принял монашество будучи девятилетним и кончил свой земной путь на сто восемнадцатом году жизни.