Большой Будда
На холме Кхао Маи Тхао Сип Сонг, самой высокой точке острова, больше пятисот метров над уровнем моря, возвышается исполинская фигура медитирующего Будды. Ват Пхра Путтамингмонгкол Акенаккири – под таким именем это место знают все местные жители, а туристы зовут его просто «Биг Будда», ну или «Большой Будда», на русский лад.
Бетонная, облицованная плиткой бирманского нефрита фигура Будды в сорок пять метров высотой – настоящий современный символ Пхукета, как и сам храмовый комплекс, раскинувшийся вокруг.
Некогда, в незапамятные времена, когда мир был совсем иным, чистым и прозрачным, жил на этом холме змей Нага, один из тех, что принял Сиддхартху Гаутаму при рождении, охранял его на земном пути, и хранил бренные останки Будды Шакьямуни после того, как тот навсегда покинул Сансару, круговорот жизни и смерти, совершив все свои двенадцать подвигов.
Местные жители почитали Нагу, совершали ежедневные подношения, складывая пищу у подножия Нагакерда, Холма Наги – так они его называли – возносили молитвы, просили благословения и помощи в житейских делах у монахов, познававших истину в соседних монастырях. Так продолжалось из века в век – до того самого великого дня, после которого жизнь изменилась навсегда.
Уже днем все островитяне начали замечать странные явления – море совершенно затихло, словно замерло в ожидании чего-то, птицы и звери умолкли, прекратили свою обычную дневную суету, устремившись взглядами на гору, а деревья, усмирив течение соков в своих стволах, склонились ветвями в сторону Нагакерда, словно прислушиваясь к тихому шепоту, не уловимому человеческим ухом.
В тревожном ожидании прошел весь день. Люди, утомившись и от обычных дневных забот, и от напряжения, отошли ко сну. Над островом воцарилась тьма, луна поблескивала в небесной выси, отражаясь в глади моря, остававшегося по-прежнему недвижимым.
Ровно в полночь все пространство вдруг наполнил яркий свет и зазвучали тихие умиротворяющие звуки свирелей, певших на разные лады. Из всех хижин высыпали вмиг проснувшиеся люди и с замиранием сердца обратили свои взгляды на холм. И каждый видел свет и слышал звуки волшебной музыки, и каждый узрел удивительную картину – на вершине холма, словно сотканный из самого света, восседал в позе лотоса сам Будда.
Мгновение – и видение исчезло, утихла музыка, а затем вновь на землю опустилась ночь, но жители так и не уснули до самого рассвета, а когда пришло утро, монахи отправились на гору. За ними последовали все жители острова, неся в руках подношения из фруктов, сладостей и риса.
Вершина, прежде поросшая густым лесом, теперь была абсолютно чиста, словно никогда и не росло тут никаких деревьев, лиан и кустарников, а посреди этой пустоты, на том самом месте, откуда ночью исходил свет, лежали огромные четки. Процессия, возглавляемая монахами, остановилась, а потом, последовав примеру священников, все опустились на колени и склонились в земном поклоне, надолго замерев в благоговейном восторге. Долго люди внимали звукам тишины, а когда вновь подняли взоры, по всей вершине разнеслись удивленные возгласы. Четки исчезли, а на их месте взору жителей открылись двенадцать тростинок, ровно по числу бусинок в четках, и по числу подвигов, которые совершил Будда, прежде чем навсегда уйти в Паринирвану.
Никогда прежде не бывавшие тут, на вершине горы, ставшей для них отныне священной, жители острова огляделись, и так поразились красоте видов, которые отсюда открывались, что стал отныне холм местом настоящего паломничества. Стоило пожаловать на остров гостям, как их обязательно приводили на удивительный Холм Двенадцати Тростинок, Кхао Маи Тхао Сип Сонг – так теперь его стали называть местные жители. Но и название Нагакерд тоже не забывали, и иногда вставляли в разговор, создавая путаницу в головах приезжих, и искренне потешались, глядя на смущенный вид гостей.
В 2002 году началось строительство Храма, территория которого раскинулась почти на восемь гектаров, и возведение колоссальной фигуры медитирующего Будды, посвященное очередному юбилею великого правителя Таиланда, любимейшего всеми его жителями, Рамы IX, Пхумипона Адульядета. Рядом с исполином возвышается еще одна фигура медитирующего Будды, меньших размеров, двенадцатиметровая, выполненная из сплава латуни и посвященная супруге Рамы IX, королеве Сирикит.
У нижнего уровня Храма расположен памятник Раме V, Чулалонгкорну, имя которого чтят в Таиланде чуть ли не больше, чем имя Рамы IX. Именно при пятом короле из династии Чакри страна обрела свой нынешний облик – современной цивилизованной страны, и именно этот король отменил рабство, провел важнейшие административные реформы, запретил подчиненным падать ниц перед ним, заслужив на родине статус Сомдеж Пра Пийамахараж – Великий Любимый Король.
Интересный факт: Рама V много путешествовал, в том числе и по собственной стране, изучая условия жизни подданных, и отправлял своих детей учиться на Запад, в том числе в Россию. Его сын, принц Чакропонг, служил в царской армии, получив образование в Пажеском корпусе Санкт-Петербурга, и даже женился на девице Екатерине Ивановне Десницкой, дворянского звания, и у пары вскоре родился сын Чула. А сам Рама V дружил с Александром III и Николаем II, в гостях у которого он однажды побывал, произведя настоящий фурор в обществе, пораженном манерами, обхождением и высочайшей образованностью Короля Сиама.
Рядом с памятником монарху вы найдете волшебный гонг, к которому каждый из входящих стремится прикоснуться – поглаживая центральный его выступ, протертый сотнями тысяч туристов до желтого блеска, вы можете услышать звучание колокола. И вот тогда, если это произойдет, вам откроется волшебный секрет гонга, который способен звучать только в руках чистых сердцем людей.
В дальнем приделе Храма сидят монахи, ожидающие вас, и еще многие сотни людей, пришедших к Большому Будде в этот день. Опуститесь перед сидящим монахом на колени, убедитесь, что сидите пониже его, и испросите благословения. В ответ вам, после того как окропят водой, повяжут на руку веревочку, сай син – амулет, который будет защищать вас от сглаза и болезней. А когда сай синг истлеет и упадет с запястья – ни в коем случае сами его не снимайте – ваше сокровенное желание исполнится! И не забудьте положить купюру в специально предназначенную для этого чашу.
Стоимость строительства Храма оценивается в тридцать миллионов бат, и строится он исключительно на пожертвования, вариантов внести которые тут предусмотрено несколько: купить специальную памятную купюру, выпущенную именно в целях привлечения средств; купить любой из предлагаемых сувениров; просто опустить деньги в специальные емкости; опустить монетки в каждую из тридцати сами чаш, загадав желание; сделать памятную надпись с пожеланиями на нефритовой плитке, которая затем будет использована в оформлении Храма.
Вся территория Храма наполнена великолепными скульптурами буддийских божеств, почти с любой точки территории открываются совершенно потрясающие виды, а кроме того, оборудованы еще и несколько смотровых площадок – вы совершенно точно не забудете этого путешествия к Большому Будде, куда вы приедете, без всяких сомнений, в первый же день пребывания на этом удивительном острове.
Вот только не забывайте о правилах приличия и нормах поведения в местах религиозного поклонения – повязывайте саронг, прикрывающий бедра и голые ноги (его вам бесплатно выдадут при входе на территорию), женщины должны быть с покрытыми плечами, следите за пиктограммами и предупреждениями, не забывая снимать обувь там, где это предписано делать, и воздерживайтесь от критических замечаний религиозного свойства, и уж тем более не курите и не приносите спиртного на территорию Храма!
Кстати говоря, по дороге к Большому Будде вы никак не минете слоновьей фермы. Задержитесь, покормите этих умнейших и благороднейших животных, покатайтесь на них, если пожелаете, и подзарядившись, отправляйтесь дальше.
Пеший путь к Храму довольно непрост, так что приготовьтесь к настоящему туристическому маршруту, ну или возьмите напрокат байк или квадроцикл – так вы значительно упростите задачу.
Ват Чалонг
Рама III, Чессадабодиндра, своим указом от 1846 года даровал этому храму статус «охраняется королем», если говорить по-нашему, и присвоил официальное название Ват Чайятарарам. Но так его называют только в официальных документах, а местные жители, так же, как и туристы называют его по-прежнему – Ват Чалонг, и в этом названии отражается географическая привязка, так что, дорогу найдете легко.
Неизвестно, когда Храм был построен, но есть упоминание о том, что за девять лет до королевского указа, в 1837 году он был перестроен и перенесен на новое место. Сегодня это – настоящий храмовый комплекс, имеющий статус обязательного для посещения, и местные жители свято чтут это правило. По одной простой причине: Ват Чайятарарам хранит частицу плечевой кости самого Будды, даренную Раме IX правительством Шри-Ланки. Поднимитесь на третий уровень богато украшенного чеди (в тайской традиции – аналог ступы) Пхра Махатхат, и поклонитесь стеклянному сосуду, внутри которого на цветке лотоса, выполненном из белого мрамора, и покоится фрагмент бренного тела Великого Учителя.
Вокруг шестидесятиметровой чеди раскинулись еще несколько строений, каждое из которых является для тайцев культовым, но надо сказать, что все местные обряды носят простой, а иногда даже развлекательный характер, при том, что учение совсем непростое, можно сказать, настолько непростое, что постичь его не под силу смертным.
Чего стоит только посещение главного вихана (храма) Ват Чалонга, который вы узнаете не только по архитектуре, но и по многочисленным разновеликим статуям и статуэткам священного животного – слона. Не забудьте потереть живот какому-нибудь из них, памятуя о поверье, что это приносит удачу, а затем окунитесь в прелестный мир суеверий, которыми щедро разбавлен буддизм тайского толка.
Вот, к примеру, стоят стаканчики с разноцветными палочками – встряхните, взгляните на номер палочки, подойдите к стеллажу и достаньте бумажку с иероглифами. Не знаете тайского или китайского – а на бумажках начертано предсказание вашей судьбы только на этих двух языках – подойдите к монаху, он вам всенепременно поможет. Но только по-английски, а потому слушайте внимательно – это на бумаге слова «lucky» и «unlucky» легко различимы, в разговорной речи можно и не понять, что вас ждет, удача или разочарование.
А за пределами вихана периодически слышны взрывы петард, доносящиеся из «чрева» большой кирпичной печи – то счастливчики, чьи предсказания сбылись, благодарят богов. А заодно и отгоняют злых духов, что делать настоятельно рекомендуется.
Тут же, в вихане, расположились в ряд три бронзовые фигуры молящихся в позе лотоса самых почитаемых на Пхукете монахов, прежних настоятелей Ват Чалонга – Луанг Пхо Чема, Луанг Пхо Чуанга и Луанг Пхо Клуама – все оклеенные золотистыми листочками. Все трое славились при жизни как исключительные лекари и в вихане даже хранится трость Луанг Пхо Чема, прикосновение которой, бают, излечивало – вот потому-то каждый входящий покупает кусочек фольги и приклеивает его к той части тела статуи, которое болит у просящего.
С именем Луанг Пхо Чема связана еще и героическая страница истории острова, относящаяся к семидесятым годам XIX века, когда правительство подняло цены на олово, главный продукт экспорта Пзукета, за чем последовали массовые беспорядки, устроенные триадой Анг Йи, «крышевавшей» эту статью дохода. Резать восставшие стали, как это водится у революционеров всякого толка, не правительственных чиновников, а всех подряд, и люди стали искать убежища в Ват Чалонге, у настоятеля Луанг Пхо Чема. А тот не только приютил страждущих, но и возглавил сопротивление – бандиты были биты, а монах обрел небывалый почет, настолько великий, что на его похороны съехались люди со всего Таиланда, и даже с окрестных государств.
Вот такое замечательное место, где вы найдете еще много всяких разных забавных и познавательных вещей и развлечений – прекрасный сад, салу (беседку или павильон в тайской традиции) с сувенирами, раскидистое дерево, повязанное разноцветными лентами и уставленное по периметру ствола фигурками и прочими подношениями духу, который живет внутри.
Нелишним будет в очередной раз напомнить о правилах приличия – будьте одеты подобающим образом, следите за пиктограммами и указателями, снимайте обувь там, где положено, не говорите громко и не потешайтесь над незнакомыми вам обычаями и обрядами. Ну и знайте, что в бот, главный храм, вход разрешен только монахам, а красивая постройка справа от чеди, с пятиступенчатой ступой на кровле – это крематорий, а потому не пытайтесь туда войти, правда, к съемкам с расстояния родственники относятся спокойно.
Ват Пхра Тхонг
Храм построен в конце XVIII века и это самый загадочный храм Пхукета – вернее, история его возникновения, согласно легенде, покрыта завесой тайны.
Буйвол мирно пасся, привязанный к невысокому колышку, выщипывая редкие травинки, что пробивались из земли после нескончаемых ливней, обрушившихся на остров, а мальчишка, его хозяин, с удивлением оглядывался, не узнавая прежде покрытого буйной растительностью пастбища. Жаль, но это было последнее, что увидел малыш – вернувшись домой, он заболел и почти сразу же умер, оставив родителей в неутешном горе. Бык тоже пал – его нашли вскоре после смерти сына, и это показалось им еще более странным. А когда отец мальчика увидел того во сне, ему стало понятно, что тут не обошлось без вмешательства свыше – малыш стоял посреди того самого пастбища, но как-то по-другому выглядевшего, и указывал рукой на какое-то золотое изваяние. Сын явно прикоснулся к тайне, тщательно скрываемой от людей, ни один из которых просто не в силах был справиться с таким знанием.
Утром, вооружившись тяпкой и позвавши на подмогу соседей, отец, несмотря на явное ночное предупреждение, отправился к тому месту, на которое указывал во сне его сын, и вскоре раздался металлический звон – тяпка ударила обо что-то твердое. Тут же земля осыпалась, и перед обмершими от благоговейного страха копателями предстала статуя Будды чистого золота, нижняя часть которой так и осталась в земле. Повалившись наземь, мужчины принялись молиться, потом вдруг вскочили и попытались было выкопать изваяние целиком, как налетел огромный рой пчёл и прогнал их прочь. А ночью они все заболели – только некоторым удалось оправиться от лихорадки, остальные последовали за мальчиком и его быком.
Позже попытки повторялись многократно, даже бирманцы, нападавшие время от времени на остров, пытались выкопать и увезти с собой священный трофей, но все они оканчивались одинаково – смертью дерзнувших.
Долго ли, коротко ли, но однажды появился в соседней деревне монах и сказал деревенскому голове, мол, надо бы построить храм вокруг Будды. Сказал – и исчез, будто его и не было вовсе! «Знамение» – подумал голова, а за ним все жители деревни, и вскоре вокруг наполовину вкопанной в землю статуи вознесся Ват Пхра Тхонг, что означает в переводе «Храм Золотого Лика».
Статую огородили, чтобы невзначай какой-нибудь малыш или нерадивый турист не притронулся, а на территории поставили скульптурную композицию – «мальчик, привязывающий своего буйвола к колышку, торчащему из земли».
Ват Пхра Нанг Санг
Построенный пятьсот с лишним лет назад, как утверждают местные жители, и чему нет достоверных исторических подтверждений, храм этот – одна из необыкновенных достопримечательностей острова, у которого тоже есть своя легенда.
Королева высказала последнее желание – совершить паломничество на Цейлон, к святым для каждого буддиста местам, на что и получила высочайшее разрешение. Казнь заподозренной в неверности супруги отложили до ее возвращения из поездки, и как бы та не уверяла всех, включая короля, что стала жертвой навета, приговор не был изменен.
Прошло время, и королева, попрощавшись с гостеприимной и святой землей Цейлона, отправилась в обратный путь. Пораженная красотой Пхукета, она остановилась ненадолго, повелела заложить здесь храм, дождалась окончания его строительства и украсила новый храм всеми драгоценными реликвиями, что привезла из паломнической поездки. А затем, помолившись, отправилась во дворец и отдалась в руки палача.
В день казни, собравшаяся толпа гудела – люди так и не смогли определиться, виновна королева или нет. Одни утверждали, что она такой же человек, как и остальные, другие спорили, приводя в пример Ват Пхра Нанг Санг, «Храм, построенный королевой», как его было принято теперь называть. Но приговор остался неизменен, и вот палач приступил к своим обязанностям.
Возглас ужаса пронесся над толпой, стоило только пролиться королевской крови – она была белого цвета, цвета невиновности…
Стоп – где-то мы уже об этой истории слышали! На Лангкави, помните – совершенно точно! Там тоже принцессу обвинили в неверности и потом казнили, а увидев, что кровь у нее белого цвета, поняли, что та невиновна. Вот и тут та же история.
После казни и очищения имени королевы, за храмом раз и навсегда укрепилось другое имя – Ват Луад Кхао, Храм Белой Крови.
Ват Шри Соонтхорн
Есть такая расхожая формула – «вдали от туристических маршрутов», и, поверьте, во многих случаях ничего более интересного и познавательного вам не увидеть! Нет, те достопримечательности, куда возят туристов все без исключения организаторы экскурсий, не менее, если не более значимы, однако в тех местах, куда не дотягивается «рука» экскурсовода, кроются порой настоящие «жемчужины мест».
Вот и этот храм, названный поначалу Ват Липон, позднее был переименован – ему дали имя младшей сестры-воительницы, спасшей остров от вторжения бирманских захватчиков, Шри Соонтхорн. Как вы уже догадались, а кто-то, может быть, и знал, слово «ват» означает по-тайски «храм».
Храм знаменит, в первую очередь громадной позолоченной фигурой Лежащего Будды, в позе, имеющей, как и все прочие, сакральное значение в буддизме. Лежащий Будда – символ окончания практики и достижение нирваны.
Тридцатидевятиметровая фигура покоящегося на правом боку Будды поражает воображение впервые увидевшего подобных размеров изваяние. Да и туристов тут почти не бывает, так что насладиться всеми здешними красотами не помешает ничего.
Ват Кхао Ранг
Когда-то позолоченный Будда в Ват Кхао Ранга был самым большим на острове, но теперь «пальма первенства» у Большого Будды, где мы уже побывали. Но этот храмовый комплекс не менее интересен, как и любой из остальных храмов на Пхукете – красив, разнообразен и просто насыщен довольно редкими изображениями, которых тут во множестве.
Брахма; бог Раху; пожирающий то солнце, то луну; Якша-охранители, как водится, парой; Шиндже, он же Яма, бог смерти; змей Нага, стелящийся своим длинным зеленым телом по перилам лестницы, ведущей к огромной фигуре сидящего в позе лотоса Будды – чего только нет на территории этого довольно внушительных размеров храмового комплекса, поделенного на две части. В одной находится главный бот с высоким алтарем, выполненным в форме ступы с сидящим Буддой в верхнем углублении, а во второй – та самая исполинская фигура Будды, бывшая некогда самой величественной на Пхукете.
Славен Ват Кхао Ранг и именем своего создателя и первого настоятеля, которого звали Луанг Пу Супха – он принял монашество будучи девятилетним и кончил свой земной путь на сто восемнадцатом году жизни.